Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Агрессия берет истоки от самого начала человеческого существования. Генетические, эволюционные, социальные, политические факторы, наслаиваясь, изменяют её формы и проявления.
Психологические исследования агрессии, теоретические и прикладные, условно можно разделить на два фундаментальных направления. В первое входят попытки понять агрессию как таковую, ее существенные значения и признаки, функции, виды и типы. Второе направление изучает механизмы агрессии, причины и факторы, ее порождающие, выясняет истоки и причины агрессии, ее природу. Оба направления поддерживаются большим количеством ученых (Ю.М. Антонян, Л. Берковиц, С.Н. Ениколопов, А.А. Реан, Б.П. Яковлев и др.). Это говорит о важности исследуемого феномена для современной жизни.
Многопорядковость, многомерность, разновидности, иными словами – гетерогенность агрессии предполагает разнообразные трактовки ее сущности: как специфическую форму активности – действие, поведение, воздействие (И.Н. Логинова, Г.Я. Пилягина и др.); как специфическое психическое состояние, особенность отношения к людям, свойство личности (Е.Г. Бортникова, О.В. Самсонова, М.А. Шаталина и др.). В каждом категориальном контексте в агрессии выделяются разные стороны, грани, нюансы.
К изучению агрессии обращаются специалисты когнитивной психологии, генетической психологии, гуманистической психологии, гештальт-психологи, психоаналитики, трансактные аналитики и др.
Анализ научной литературы показал, что при всей изученности проблемы в целом, существует интерес к проявлению агрессии в юношеском возрасте. Эта проблема является объектом исследования в работах О.В. Кобзевой, С.В. Михейкиной, Е.В. Ольшанской, С.В. Реттгес и др. В частности, аутоагрессию изучали В.С. Долгополова, Г.Я. Пилягина, А.А. Федорцов, Е.А. Мальцева, М.А. Шаталина и др. А гетероагрессия как феномен исследования присутствует в исследованиях А.М. Ахмедханова, Е.Г. Бортниковой и др.
Целью нашей работы является анализ взаимосвязи агрессии и сценарных драйверов в юношеском возрасте.
Задачи:
- изучение теоретических основ ауто- и гетероагрессии в юношеском возрасте;
- ознакомление с психологическими особенностями юношеского возраста;
- выявление специфика использования теории драйверов для исследования агрессии;
- проведение эмпирического исследования взаимосвязи агрессии и сценарных драйверов в юношеском возрасте.
Объект исследования –агрессия в юношеском возрасте.
Предмет исследования – взаимосвязь агрессии и сценарных драйверов в юношеском возрасте.
В качестве гипотезы исследования мы выдвигаем предположение в том, что между сценарными драйверами и проявлением агрессии в юношеском возрасте существует взаимосвязь, выражаемая во влиянии сценарных драйверов на выраженность ауто- и гетероагрессии.
Для достижения цели мы использовали:
- теоретические методы исследования: анализ литературы, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогию и др.;
- эмпирические методы исследования.
Теоретико-методологической основой работы являются идеи, утвердившиеся в отечественной психологии XX века, о развитии и становлении личности путём присвоения материальной и духовной культуры общества и утверждавшие, что агрессия не только биологически обусловленное явление, но и социально детерминированный феномен. Так же наша работа основана на теории трансактного анализа Эрика Берна, теории драйверов Тэйби Кэлера.
Практическая значимость нашей работы выражается в возможности использования материалов исследования в научной, методической и практической социально-психологической деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРЕССИИ
1.1.Сущность агрессии в современной психологии
Агрессия (от лат. aggressio – нападение) определяется как наступление, нападение, агрессивное отношение к чему-нибудь [3].
Многочисленные исследования агрессии предполагают различные ее толкования и различные направления изучения. В психологии агрессия включает такие значения как угроза, запугивание, намерение обидеть, оскорбление, враждебность, ненависть, возмездие, жестокость, насилие, причинение вреда кому-нибудь или чему-нибудь. Речь идет, в частности, о насильственном нарушении прав другого лица и/или оскорбительных действиях по отношению к нему [4].
Агрессия как феномен имеет различную природу: биологическую, социальную, физиологическую, нравственную, правовую и др. Но основной показатель отнесения поведения к агрессивному относится к психологическим показателям: объект не желает подобного действия и обращения. В акте агрессии всегда существует конфликт интересов, мотивации, ценностей, намерений, потребностей и целей.
В психологии для диагностики агрессии используют специальные методики:
- тест враждебности Басса и Дарки;
- шкалу враждебности Кука и Медли;
- шкалу проявляемой враждебности;
- ПДО (Патохарактерологический диагностический опросник Н.Я. Иванова – А. Е. Личко);
- тест Роршаха,
- ТАТ «Несуществующее животное» и др.
Отношение к агрессии неодинаково в психологии и психотерапии, так как проявление агрессии является не только признаком психического здоровья, но и актом разрушения. Агрессия помогает восстановить гомеостаз, вернуть ощущение контроля над эмоционально и мотивационно важной жизненной ситуацией. Невыраженная агрессия приводит к неврозам и психосоматическим заболеваниям. Но нельзя забывать, что проявление агрессии несёт в себе огромный разрушительный заряд по отношению к социальному, психологическому, духовному, материальному окружению [18].
В.В. Козлов выявляет пять объектов агрессии:
1. Социальный контекст: личностный статус, роли личности, их характеристики и качества; взаимоотношения. В этом контексте агрессия наносит ущерб и ее носителю, и объекту.
2. Психологический контекст: сужение сознания, отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности, ужаса, астении, снижения настроения, активности, самочувствия, деструктивные мысли, чувства, желания.
3. Материальный контекст: тело человека, материальные ценности.
4. Духовный контекст: ценности и нормы.
5. Личностный аспект: личность агрессора [19].
Агрессия проявляется в различных видах:
- физическая агрессия имеет огромный разброс проявлений, от демонстрации фрустрирующего агрессивного поведения, до войн и вандализма. Физическая агрессия может быть бесконтактной (действия демонстративного характера) и контактной (от резкого прикосновения до уничтожения);
- вербальная агрессия также может быть классифицирована на две подгруппы: отреагирование собственных отрицательных эмоций с помощью звуков (крик, визг, вопль, шипение и др.) и словесное выражение в виде угроз, оскорблений, обвинений, проклятий, унижения, ругани, сквернословия, распространения слухов, рассылка анонимных писем и пр.;
- аффективная агрессия, т.е. ее эмоциональное выплескивание, взрыв ярости. Сюда также можно отнести менее яркое ее проявление – раздражительность, враждебность, выражение презрения и пр. [19]
Различные направления психологии по-разному представляют агрессию.
В гуманистической психологии просматривается агрессия как настойчивость, напористость, спортивная злость, решительность, мужество, смелость, храбрость, отвага, амбиции, сопротивление доминированию других людей и пр. [14].
Агрессивные импульсы рассматриваются психоанализом как необходимые для сохранения жизни и удовлетворения инстинктов. В то же время, вопрос о природе агрессивных тенденций ранними психоаналитическими концепциями до конца не решен: сторонники инстинктивной теории утверждают, что агрессия является врожденным механизмом; сторонники фрустрационной теории считают, что агрессия порождается внешними, средовыми влияниями [8].
Д.В. Сочивко предлагает классификацию агрессии с позиции психодинамического подхода. Из трех основных психодинамических типа агрессии: катектическая агрессия; катартическая агрессия; базовая (тревожная) агрессия, для нас наиболее интересен первый. Катектическая агрессия развивается при нарушениях нахождения объекта, соответствующего потребности (катексиса). Этот тип агрессии характерен для менее зрелых личностей и часто встречается в период подросткового кризиса. Юноша еще не умеет выбирать. Например, естественное отсутствие социальных навыков поведения не позволяет адекватно выстроить общение с представителями другого пола, а природа уже требует таких отношений хотя бы и в поверхностной форме. Это может порождать агрессию против всех более удачливых друзей и подруг, против взрослых с их неуклюжими советами и вопросами. А при определенных недостатках воспитания в семье развивается инфантилизм личности, который становится все более агрессивным вплоть до развития маниакальных криминальных форм проявления агрессии [29].
В трансактном анализе агрессию рассматривают М. Джеймс и Д. Джонгвард. Наиболее подвержены выражению агрессии эго-состояния «Родитель критикующий» и «Ребенок бунтующий». Это связано с тем, что люди, у которых преобладает активность в эго-состоянии «Родитель критикующий» привыкли держать все в своих руках, они видят в других людях детей и стремятся доминировать над ними, критикуют их действия и поступки, а в том случае, если окружающие не выполняют их указания, проявляют агрессию.
Люди из эго-состояния «Ребенок бунтующий» направляют свою агрессию на нормы, порядки и традиции, которых придерживается социум, т.е. эти люди идут наперекор правилам [11].
Таким образом, феномен агрессии многообразен и в формах проявления, и в видах, и в объекте воздействия.
1.2.Особенности агрессии в юношеском возрасте
В нашем исследовании мы затрагиваем проблему аутоагрессии и гетероагрессии в юношеском возрасте.
Мы определяем аутоагрессию как вид деструктивного поведения, при котором агрессия направляется человеком на самого себя и выражается в различных формах самоунижения, самообвинения, в истезании собственного тела, саморазрушительном поведении (алкоголизме, наркомании, опасных видах деятельности). Самым тяжелым ее проявлением является суицид [12].
Гетероагрессия в нашем понимании – это агрессия, направленная на внешние объекты или на ситуации, которые человек воспринимает как источник опасности.
В аутоагрессии человек может совершать саморазрушительные действия как неосознанно, так и сознательно. Причиной этих действий
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Абдиева Г.И. Возрастные особенности юношеского периода // Архивариус. 2021. №7. С. 31-33
2.Андреева Т.В. Идеи Б.Г. Ананьев и эмпирическое исследование жизненного пути личности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2008. № 1. С. 52-59.
3.Антонян Ю.М. Теория человеческой агрессии: почему жестоки люди : монография. М.: Юнити; Закон и право, 2013. 309 с.
4.Ахмедханов А. М. Агрессивное поведение и проявление гнева в юношеском возрасте // Гуманизация образования. 2017. № 5. С. 59-64.
5.Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. М.: Прайм-Еврознак, 2005. 512 с.
6.Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психиатрия. М.: Академический проект, 2006. 320 с
7.Бортникова Е.Г. Психологические механизмы формирования подростковой гетероагрессии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 174. С. 53-61.
8.Буняева М.В., Ковш Е.М. Агрессия и деструкция в фокусе психоанализа // Северо-Кавказский психологический вестник. 2015. № 13. С. 55-57.
9.Виганд А.М., Костригин А.А. Особенности проявления агрессии у молодежи с разными эго-состояниями // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2020. № 1 (39). С. 303-307.
10.Волкова А.А., Гроголева О.Ю. Влияние драйверов сценарного паттерна на склонность к невротическому состоянию у подростков // Молодёжь третьего тысячелетия. Омск: ОмГУ, 2019. С. 639-643.Даль В. Толковый словарь русского языка. Современное написание / Ред. Н. Анашина. М.: АСТ, 2021. 736 с
11.Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. / Пер. Э. Мельник. М.: Бомбора, 2019. 352 с.
12.Долгополова В.С. Аутоагрессия как защитный механизм в процессе становления личности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016 № 14-4. 665-667.
13.Донцов Д.А., Донцова М.В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста // Образовательные технологии. 2013. № 2. С. 34-42.
14.Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 60–72.
15.Карташова А.В. Полупроективная методика «Драйверный опросник» // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 21-1. С. 26-29.
16.Карташова А.В. Методика диагностики предикторов сценарного процесса личности – драйверов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 22. С. 19-25.
17.Козырева Е.В. Дифференциально-психологические аспекты ауто- и гетероагрессивности в подростково-юношеском возрасте и в период ранней взрослости : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2006. 25 с.
18.Кобзева О. В. Динамика агрессивности и ее взаимодействия с личностными особенностями в подростковом и юношеском возрастах: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2006. 22 с.
19.Козлов В.В. Агрессия человека: психологический анализ // Педагогический ИМИДЖ. 2017. № 2(35). С. 104-113.
20.Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 с.
21.Логинова И.Н. Особенности проявления агрессивного поведения в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2022. №4. С. 43-46.
22.Михейкина С.В. Психологические особенности агрессивного поведения и его коррекция в юношеском возрасте : автореферат дис. ... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2004. 20 с.
23.Пилягина Г.Я. Аутоагрессия: биологическая целесообразность или психологический выбор. Таврический журнал психиатрии. 1999. Т. 3. № 3. С.. 24-27.
24.Ольшанская Е. В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации: дис. … канд. психол. наук. М., 2000. 135 с.
25.Психология человека от рождения до смерти : Младенчество, детство, юность, взрослость, старость / Под общ. ред. А.А. Реана. СПб. : Прайм-Еврознак ; М. : Нева, 2001. 652 с.
26.Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. СПб: Речь, 2002. 324с.
27.Реттгес С.В. Ценностные ориентации как психологический фактор склонности к агрессивному поведению в юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Вологда, 2002. 24 с.
28.Самсонова О.В. Мотивы юношеской агрессии //Пленер. 2013. №3. С. 145-152.
29.Сочивко Д.В. Психодинамика гештальта открытой и скрытой агрессии в структуре личностного роста // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 35-41.
30.Стюарт И., Джоинс В. Современный транзактный анализ / пер. с англ. Д. Касьянов. СПб.: Метанойя, 2017. 444 с.
31.Федорцов А.А., Мальцева Е.А. Встречаемость некоторых проявлений аутоагрессии у студентов // Молодежный инновационный вестник. 2020. Т. 9. № S2. С. 74-76.
32.Шаталина М.А. Психологические особенности подростков с выраженной склонностью к аутоагрессии // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2020. № 1 (1). С. 59-62.
33.Яковлев Б.П. Аутоагрессия: современные тенденции и проблемы: монография. Ростов н/Д : Феникс, 2006. 360 с.
34.Capers. H., Kahler T. The Miniscript // Transactional Analysis Journal, 1974. Vol. 4. No. 1. Р. 27-42.